vibor

Как выбрать самую экономичную машину?

Разглядывая спецификации автомобилей и читая отзывы на автомобили, на различных сайтах, непременно можно столкнуться с одним и тем же комментарием – расход горючего не соответствует заявленному! Попробуем разобраться, почему так происходит, и как выбрать действительно экономную машину. Попутно мы рассмотрим некоторые мифы и заблуждения.

Причины, несоответствия паспортного расхода горючего реальному расходу банальны – тестирование ведется в условиях близких к идеальным, а реальность, увы, далека от них. Во время тестирования машина вооружена водителем, соблюдающим элементарные правила экономного вождения, без резких ускорений, с выключенным освещением и кондиционером, по участкам дорог без пробок и интенсивного движения, и т.д. Но многое зависит от того, насколько конкретный автомобиль подходит к конкретной обстановке или задаче.

Жестокий мир

Машина для города

Машина для города должна быть верткой, маленькой и экономичной.

Внешний мир нещадно пытает автомобиль, и чтобы дать достойный ответ автомобиль должен быть готов. Если вы хотите выбрать экономный автомобиль, перво-наперво необходимо оценить местность, на которой вы будете его эксплуатировать. Если ваш город стоит на холмах и обладает частыми перепадами высот, то автомобиль, с небольшим и слабым мотором, гарантированно будет потреблять больше бензина, нежели точно такой же, но с более мощным двигателем.  Налицо противоречие – паспортные данные говорят, что более маленький мотор экономичней, но в данных условиях это не так. Для того чтобы преодолевать перепады высот, слабому мотору придется работать под большей нагрузкой, на больших оборотах, а водителю включать пониженную передачу. Из-за всех этих факторов, на пересеченной местности более мощный мотор будет более экономичен, за счет лучшего отношения удельной мощности двигателя к массе автомобиля. Естественно и у этого отношения есть разумный предел, но поиск золотой середины, для каждой конкретной модели автомобиля, уникален.

По задаче и работник

do it wrong

У него явно перерасход горючего

Если вы хотите недорогую, вместительную машину с большим клиренсом, небольшим расходом и чтоб разгонялась до сотни менее чем за 9 секунд… то вам в параллельную вселенную. Таких машин не бывает. Если вы, в расчете на экономию горючего, купите себе Корсу, Фабию или еще какую малышку, а потом начнете возить на ней мешки с цементом, то не удивляйтесь тому, что они начнут жрать больше 15 литров на сотню, а через пару тысяч км. пробега, вообще помрут. Перед покупкой автомобиля вы должны определиться, какой круг задач ему предстоит, преимущественно, решать. Если вы будете ездить 90% времени  на работу/с работы, то вряд ли покупка пикапа или внедорожника будет оправдана для вас. Хотя, конечно, все зависит от того с какой целью вы покупаете машину. На какие только траты не идут люди ради компенсации…

Механическая коробка – король экономии

 

маханическая коробка, экономия

Механическая коробка это не только экономия горючего но и первый шаг к амбицеребральности!

Это действительно так, механические коробки, как правило, дают заметную экономию расхода топлива, по сравнению с автоматикой при прочих равных. Но следует учесть, что если вы начинающий водитель или не следуете принципам экономного вождения, то ждать экономии горючего не стоит. Механическая коробка экономит горючее, только если водитель будет использовать экономичный стиль вождения. Во всех прочих условиях, автоматическая коробка передач будет более экономична.

Гибридный автомобиль – самая экономичная машина

гибрид экономичен

Гибрид — король экономичности в городе, но стоит покинуть городские пробки…

Строго говоря, это не совсем так. Если даже отбросить такой параметр как стоимость владения. Гибриды создавались как городские автомобили и именно в городских условиях (постоянные разгоны и торможения, передвижение на небольших скоростях) эти автомобили раскрывают свой потенциал. Если же вы выедете на гибриде на трассу, то расход у него будет несколько хуже обычного, аналогичного по характеристикам, автомобиля. Гибрид – экономичен только в условиях города.

Технологичность

Венец инженерной мысли... он прекрасен!

Венец инженерной мысли… он прекрасен!

Общеизвестно, что с ростом степени сжатия в цилиндрах, литровая мощность (мощность поршневого двигателя, делённая на литраж двигателя) повышается, а расход снижается. Т.е. более высокотехнологичные двигатели, с высокой степенью сжатия, будут более экономичны. Но, так же следует помнить, что такие двигатели намного более требовательны к качеству горючего. Заправив машину, с двигателем с высокой степенью сжатия, 92-м бензином, не стоит ждать от нее чудес, в лучшем случае автоматика уменьшит угол опережения зажигания ниже оптимального значения (что приведет к перерасходу горючего и потери мощности) в худшем вы попадете на дорогостоящий ремонт. Покупая машину, с двигателем с высокой степенью сжатия, вы получаете высокую мощность и низкий расход, но должны заправлять ее только качественным высокооктановым горючим.  Что, увы, не всегда оправданно, особенно в условиях города с вечными пробками.

Бензиновые турбомоторы

Турбина

Турбина это звучит гордо! Да, звучит!

Появление турбин позволило повысить удельную мощность двигателей в разы, так же турбины позволяют более эффективно сжигать горючее. Именно благодаря турбинам, на рынке стали появляться автомобили с двигателями объемом 1,2 литра и мощностью более 100 лошадиных сил. При этом, рекламные проспекты  пестрят сказочными цифрами расхода горючего, на уровне атмосферников такого же объема. Реальный же опыт автовладельцев говорит о несколько ином. Стоит раскрутить двигатель до оборотов, на которых включается турбина, как средний расход легко преодолевает планку двукратного расхода атмосферника. Чудес, как водится, не бывает. Да, турбированный мотор способен выдать мощность до 70%  большую, нежели его атмосферный собрат, но энергию на мощность он должен где-то брать, а взять ее можно только из горючего. Экономного расхода горючего, у турбированных моторов, можно добиться, эксплуатируя двигатель на оборотах ниже включения турбины. Ну и возможности турбин не безграничны, давление наддува в двигателях ограничивается их силовой и тепловой напряженностью, а также увеличением мощности, затрачиваемой для привода нагнетателя. Оказывается, что все применяемые в настоящее время нагнетатели обеспечивают рост литровой мощности двигателя с повышением давления наддува лишь до определенного предела. Это означает, что выжимая из своего турбового мотора все соки, вы приближаете его к скорой смерти и ремонту, что отнюдь не способствует экономии. В реальной жизни (актуально для небольших моторов объемом до 1,4 литра), больший атмосферный двигатель будет более экономичен, нежели меньший по объему турбированный но аналогичной мощности.

Дизель – работяга, старый экономный друг

внедорожник, дизель, в естественной среде

Вот именно для этого их и строят! А не на газонах парковаться и по тротуарам ездить.

Дизельные моторы всегда отличались, от своих бензиновых собратьев, весьма умеренными аппетитами. Появление турбин добавило им резвости, а технологии сделали их тихими и незаметными. Какое-то время назад, даже топливо для дизелей стоило дешевле 92-го бензина. Казалось бы – вот он, идеальный выбор двигателя для покупки экономичной машины. Но нет. Как и у любого другого двигателя у дизеля есть своя «среда обитания». И это – трасса, ну или любое другое место, где надо постоянно ехать, карабкаться, превозмогать…  но никак не торчать в пробке. И дело даже не в расходе, а в хронической непереносимости безделья дизельным двигателем. При стоянии в пробках двигатель вынужден работать на холостых ходах, а это приводит:

  • В первую очередь, к забиванию распылителей форсунок, которые достаточно быстро, на таком режиме, коксуются и перестают нормально распылять смесь;
  • Во вторую очередь, при ухудшении распыла топливной смеси форсунками, возрастает износ ЦПГ (цилиндро-поршневая группа) и сопряжений клапанов с седлами (при наличии системы EGR).
  • В третьих, при наличии на двигателе катализаторов и систем активного осаждения сажи, они гораздо сильнее забиваются этой самой сажей

Т.е. вроде как и расход не большой, но вне своей стихии дизель быстро умирает, как кит на берегу.

Также нельзя не отметить, что содержание дизельного двигателя на автомобилях обходится значительно дороже, чем бензиновых. И зачастую, экономия, достигнутая за счет скромного расхода, теряется из-за частых плановых ТО и ремонта.  Особенно это характерно для автомобилей имеющих большой пробег.

Ну и самое главное, зарубежные дизельные двигатели весьма чувствительны к качеству топлива. Если их бензиновые собратья, в большинстве случаев, способны безболезненно пережить заправку бензином низкого качества, то у дизелей это может привести к забиванию форсунок и выходу из строя двигателя.

Еще немаловажный момент, эксплуатация дизельного двигателя при отрицательных температурах требует добавления присадок в горючее и/или заправку специальным «зимним» дизелем, при очень низких температурах  дизель может и не завестись и на зимнем топливе. В новых двигателях, для борьбы с этим недугом, используют специальные нагревательные элементы, но они выдвигают дополнительные требования к мощности и заряду аккумулятора и не могут дать 100% гарантии решения данной проблемы.

Газобаллонное оборудование

Еще весьма популярным способом экономии является установка газобаллонного оборудования. Сам по себе газ стоит намного дешевле бензина, а расход остается примерно на том же уровне что и бензин. В основном используют «пропановые» и «метановые» газовые установки.

«Пропан»

ГБО на пропане

ГБО на пропане, пример инсталляции в обычную машину.

«Пропан» — это упрощенное название. Как правило, под этим названием продается так называемый «нефтяной газ», представляющий из себя смесь пропана-бутана и немного этана и прочих газов. «Пропановые» газобаллонные установки наиболее популярны в нашей стране у кустарей установщиков и автолюбителей. Причина этого – легкость монтажа и распространенность «пропановых» заправок. Пропан хранится под незначительным давлением (около 7 бар), для хранения используется стандартный газовый баллон, для проведения заправки не требуется дополнительных механизмов. Но такое газобаллонное оборудование имеет существенные минусы:

  • занимает значительное место в багажнике;
  • установка газобаллонного оборудования приводит к некоторым проблемам: эквивалент октанового числа пропан-бутановой смеси 110-120, т.е. лучше любого бензина и для раскрытия его потенциала нужен двигатель с очень высокой степенью сжатия. Двигатель же не рассчитанный на такое октановое число будет иметь проблемы с прогорающим катализатором, клапанами и т.д.;
  • не смотря на то, что эквивалент октанового числа у газа высокий, энергия сгорания газа ниже, чем у бензина (УТС бензина 44-50 кДж/кг, у пропан-бутана 30-33 кДж/кг) С учетом КПД двигателя, потеря мощности на 30-40% неизбежна;
  • установка подобного оборудования, как правило, лишает автомобиль гарантии;
  • пропан-бутан тяжелее воздуха, и в случае утечки, представляет из себя большую опасность;
  • при утечке ядовит, взрывоопасен, скапливается в низинах (например, в подвале гаража)

Но есть и существенные плюсы:

  • Пропан-бутан примерно в 2 раза дешевле бензина;
  • Относительно легкий баллон позволяет проехать 300-400 км.
  • Расход пропан-бутана, относительно бензина, увеличивается не сильно

В целом, такая экономия имеет право на существование. Если вы владелец автомобиля без гарантии, высокие скорости не ваш конек, а основная среда обитания вашего автомобиля – городские пробки, ГБО пропан-бутан ваш выбор!

Метан и заводской автогаз.

Метан с завода

Практиш Квадратиш Gut. Рассово немецкий, квадратный, заводской метановый ГБО.

Метан представляет собой природный газ в сжатом состоянии. Для использования метана в качестве автомобильного горючего, практически не нужны никакие сложные технологические переработки. Добытый метан сжимают с помощью многоступенчатых компрессорных установок с понижением температуры, после чего газ проходит элементарное осушивание и фильтрацию для очистки от примесей. Храниться и транспортируется жиженый метанн под давлением 20-25 МПа (200-250 бар). Эквивалент октанового числа такого топлива составляет 110. К минусам метановых ГБО можно отнести: В отличии от пропан-бутановых установок, газ хранится под значительным давлением, соответственно требование к баллону значительно выше, а сам он – значительно тяжелее (стандартный баллон весит примерно 100 килограмм);

  • Для заправки автомобиля требуется нагнетающий насос на автозаправке;
  • Заправочный клапан – наиболее часто выходящий из строя элемент ГБО;
  • Так же как и при использовании пропан-бутановой смеси, мощность двигателя падает;
  • Самый большой минус – малая распространенность метановых автозаправок в нашей стране;
  • Большой вес баллона;
  • Газ в баллоне хранится под высоким давлением  и, поэтому, требует особо бережного обращения.

К достоинствам можно отнести:

  • Низкая цена газа;
  • Расход метана, относительно бензина, увеличивается не сильно;
  • Метан менее опасен, чем пропан-бутан, в силу своей легкости, он мгновенно разноситься любым потоком воздуха;
  • Выхлоп двигателя работающего на метане наиболее экологически чистый.

Метановые установки наиболее популярны в Европе (экология же! У них за это еще и налоговые поблажки можно получить). К сожалению, на нашем рынке подобные серийные автомобили встречаются, до обидного, редко. В Европе, многие популярные модели, имеют в своем ассортименте комплектацию с газовым оборудованием, такие машины зарекомендовали себя как идеальный вариант для городских условий. Будем надеяться, что в ближайшем будущем они начнут поступать и на наш рынок. Пока же сторонниками метановых установок, преимущественно являются водители фур и автобусов, для них лишние 100 кило веса баллона погоды не делают. Что выбрать метан или пропан-бутан, тема множества споров и однозначных выводов тут делать нельзя. На легковых автомобилях ГБО любого типа окупиться примерно через 40-50 тысяч километров пробега. При условии исправности комплектующих установки.

Передовые технологии

Больше пафоса для бога пафоса!

Только у нас! Купите машину за 100500 $ и вы будете экономить на бензине аж 10%, по сравнению с аналогичной машиной!

Помимо рассмотренных нами технологий, существуют различные дополнительные способы на техническом уровне обеспечить экономичность, или же устранить какой-то фатальный недостаток:

  • Технология старт-стоп, глушащая двигатель при остановке (особенно распространена для дизельных двигателей)
  • Efficient Dynamics, и аналогичные ей – отсоединяющая, при помощи электромуфты, генератор и вспомогательные механизмы от вала двигателя, при ускорении автомобиля, для уменьшения нагрузки на двигатель
  • Системы рекуперативного торможения, заряжающие аккумулятор автомобиля за счет торможения, а не за счет генератора
  • Система отключения «лишних» цилиндров в двигателях (интересно, что нам расскажут автомеханики про неравномерный износ?)
  • Экодизели на рапсовом масле и масле из чебуречных и макдональдсов
  • Машины на спирту (у нас не приживутся, 146%)
  • Разного рода околонаучные мошенничества

И т.д. и т.п. Но, увы, большинство этих систем выступают в качестве опций, весьма дорогих опций. К весьма дорогим автомобилям. И значительная часть из них на нашем рынке не представлена, глупо полагать, что в нашей стране человек, покупающий BMW X5, будет рассуждать о расходе или стоимости бензина. Что же касается экодизелей и спиртомобилей, пока спирт и масло стоят дороже бензина в этом смысла нет.

Но, безусловно, со временем эти технологии освоят низкобюджетные бренды, и они прочно войдут в жизнь. Например, система «старт-стоп» на европейских образцах бюджетного сегмента, представлена уже довольно широко. А разумность отсоединения электромуфтой вспомогательных механизмов просто подталкивает к этому решению остальных автопроизводителей.

Электромобили

 

Элетрокар -  дорого и глупо

Электрокар, пока дорого, пока глупо.

Говорить о достоинствах электромобилей в России пока преждевременно. Четыре самых главных их недостатка:

  • Нереально высокая цена;
  • Мизерный запас хода в реальных условиях;
  • Отсутствие элетрозаправок;
  • Чудовищное время зарядки;

Делают их, ПОКА, причудой богачей и абсолютно нежизнеспособным вариантом автомобиля.

Итог

Идеальная машина

Машина для суровых будней.

Итак, мы рассмотрели весьма значительное количество технологий и параметров, которые могут повлиять на экономичность вашего будущего автомобиля. На  основании перечисленного, можно составить такую вот табличку.

Условия эксплуатации Лучший выбор двигателя
Равнинный город и частые поездки за город, между городами, скорость Турбированный двигатель
Город на пересеченной местности, нечастые поездки за город Атмосферник среднего объема (до 2,0 л.), ГБО
Только город Гибрид
Долгие загородные поездки, горы, рыбалки, леса, грязь, болото и т.д. Дизель
Много денег, понты, забота об экологии Efficient Dynamics, BlueEFFICIENCY и т.д. и т.п.
Деньги девать некуда, ездить никуда не надо Электромобиль

Самым значительным фактором экономии остается человек, его навыки и здравый смысл. Постановка четких рамок, при выборе автомобиля, позволит вам выбрать именно то, что вам необходимо. И правильный выбор, вкупе с вашими навыками, позволит вам не платить лишнего при эксплуатации. «Понты» не заберут детей из школы и не свозят на дачу. Мощный внедорожник для городских пробок – компенсация чего-то недостающего. Подходите к покупке автомобиля рационально, это всего лишь средство передвижения. На этом позвольте закончить. Всего вам наилучшего, и помните: сэкономил – значит заработал!

, , , ,