Напоить железного коня

Если вы гордый владелец самобеглой повозки, то невольно задумывались над вопросом – «куда эта сволочь девает бензин, ведь только недавно заправлял». Увы, вечных двигателей еще не изобрели, и приходится ездить на том, что есть.

Итак, как же можно сделать так, чтоб расходовать поменьше бензина? Как экономить бензин? 

Я расскажу вам  о массе способов, мы попробуем проанализировать осмысленность тех или иных.

Прежде всего, стоит отметить – цифры расхода бензина из описаний автомобилей, как правило, имеют мало общего с реальностью. Испытания, проводимые автоконцернами, проходят в идеальных, рафинированных условиях которые в реальной жизни практически недостижимы. А некоторые идут на откровенный подлог, как например Hyundai и Kia 

Почему некоторые автомобили расходуют бензина больше, а другие меньше? Это зависит от множества факторов.

Исправность автомобиля

Ну этот фактор какбэ очевидный, если автомобиль ВНЕЗАПНО стал потреблять изрядное количество бензина значит с ним что-то не в порядке. На этом факторе мы не будем заострять внимание, но отметим:  регулярное техническое обслуживание вашего автомобиля – залог вашего здоровья.

Своевременное ТО

Не забывайте вовремя менять масла, фильтры и рабочие жидкости. Отдельно стоит упомянуть:

  • Для владельцев гидротрансформаторов и вариаторов, рабочие жидкости в ваших коробках тоже подлежат замене, правда довольно редкой, примерно раз на 100 000 км. Своевременная замена может экономить до 1 литра на 100 км.
  • Для владельцев роботизированных коробок. Примерно 1 раз в год вам следует адаптировать точку схватывания, это улучшит плавность переключения передач и уменьшит расход. Так же не забывайте про замену гидравлической жидкости вашего робота

Прогрев двигателя

На занятиях в автошколе нам регулярно повторяли – ездить на не прогретой машине нельзя. Но эта информация устарела, и актуальна, разве что, для отечественного автопрома.

Современные автомобили идут по пути максимальной экономии, и холостом режиме потребляют настолько мало бензина, что прогреть двигатель практически невозможно, более того, это может быть даже вредно.

Обязательно изучите инструкцию конкретно вашего автомобиля, необходимость и длительность прогрева двигателя зависит от конкретного двигателя.

Для большинства современных автомобилей, в летний период прогрев вообще не рекомендуется. В зимний период прогрев может быть ограничен 1-2 минутами, главное правило, пока двигатель холодный придерживаться спокойной манеры езды и не «крутить» двигатель более чем на 2500-3000 оборотов.

В некоторых странах Европы работа двигателя на припаркованных в жилых зонах автомобилях запрещена законодательно, и если вас поймают за прогревом двигателя, вам может грозить хороший штраф.

Ближний свет и ходовые огни

Включение ближнего света, безусловно, делает автомобиль более заметным на дороге, а движение более безопасным. Но ближний свет обходится водителю в копеечку, точнее в бензин, если еще точнее, то примерно в 0,1 литра в час. На современных автомобилях эта проблема решается довольно просто – включением дневных ходовых огней, для старых  автомобилей так же имеется масса решений в виде дополнительных ДХО, которые монтируются без особых сложностей. Для ДХО используются диодные лампы или обычные, но меньшей мощности, в купе с грамотно поставленными отражателями они делают автомобиль не менее заметным, нежели чем с включенным ближним светом.

Кондиционер

Кондиционер – довольно прожорливый аппарат (его включение увеличивает расход на 10-15%), но летом жизнь без него трудна и уныла. Но и на его работе можно экономить:

  • В летний период, если машина стояла на солнце, то салон очень сильно нагревается. В борьбе с этой напастью могут помочь тонировка или шторки
  • Но если автомобиль все-таки перегрелся, то быстро остудить салон можно несколько раз резко открыв одну из дверей автомобиля. Так сказать, выкачать горячий воздух
  • Сев в горячую машину не торопить включать кондиционер, опустите стекла и включите вентилятор, и только когда избыточный жар уйдет, включайте кондиционер
  • Регулярно, не реже 1 раза в год, чистите кондиционер и проверяйте уровень рабочей жидкости кондиционера и хладагента. Недостаток одного или другого может увеличить расход бензина в летний период более чем на 1 литр на 100 км. Кроме того недостаток рабочих жидкостей сказывается на эффективности работы кондиционера и может привести к его поломке.

Езда с открытыми окнами

Открытое окно – хорошая альтернатива кондиционеру, но только на скорости менeе 60 км/ч.

При скорости движения более 60 км/ч, начинает сказываться аэродинамическая конфигурация автомобиля, а открытые окна ее довольно сильно искажают вызывая непредусмотренные инженерами искажения ламинарного потока и возникновения турбулентностей…  Проще говоря, в зависимости от типа автомобиля, открытие окон на скоростях больше 60 км/ч увеличивает расход бензина на 2-3% на каждые 10 км/ч.

Давление в шинах

Как правило, на современных автомобилях, на крышке лючка бензобака или на стойке водительской двери присутствует наклейка с рекомендованными давлениями в шинах колес.

Следует регулярно проверять давление в шинах на соответствие, так как даже профессионал не отличит на глаз слегка спущенное колесо, а на расходе это может сказаться заметно.

В целом, увеличение давления в шинах позволит заметно сократить расход бензина (за счет уменьшения сопротивления качению), но неровности дороги будут сильнее передаваться на элементы подвески и на пассажиров. Величина экономии может доходить до 10%.

Следует учесть, что такой способ экономии, приводит к увеличению тормозного пути, а в зимний период автомобилю с перекачанными шинами сложнее выбираться из снега или грязи.

Экономичные покрышки

Не все покрышки одинаковые, и даже при внешнем сходстве некоторые имеют пониженное сопротивлением качению. Это позволяет сэкономить до 10% расхода топлива. Определиться с конкретными шинами вам помогут различные обзоры, например вот .

Экономичные покрышки, это, конечно хорошо, но следует ко всему подходить рационально, так как стоимость подобной резины заметно отличается от «обычных» образцов, ну и само собой, не следует пренебрегать безопасностью в угоду экономии.

Экономичный режим работы двигателя

Каждый двигатель имеет «крейсерский» режим, когда достигается экономичный расход горючего на адекватных оборотах.

Если у вас атмосферный бензиновый двигатель, то экономная зона располагается в пределах 2500-3000 оборотов.  Для дизельного двигателя такая зона 2000-2500 оборотов. Для турбированных двигателей экономия заканчивается тогда, когда вы явно чувствуете работу турбины.

Скорость движения

Всем известно, что самый экономичный режим езды — это движение по загородной трассе в безветренную погоду со скоростью примерно 80–90 км/ч на самой высокой передаче. Это обусловлено тем фактором, что в таких условиях машина едет не столько за счет двигателя, сколько за счет собственной инерции. Следовательно, двигателю нужно меньше «напрягаться», чтобы заставить автомобиль двигаться, а значит — и топлива он будет потреблять меньше.

При наборе скорости двигатель работает в режиме высоких оборотов, поэтому разгон — самый неэкономичный режим езды. Существует следующая закономерность: чем ниже передача — тем выше расход топлива, и наоборот. Поэтому трогание с места и разгон на первой передаче — самые неэкономичные режимы движения; вторая передача расходует меньше топлива, третья — еще меньше и т. д.

Однако при движении на самой высокой передаче и на большой скорости потребление топлива вновь возрастает. Это обусловлено двумя факторами:

  • во-первых, для поддержания высокой скорости, которая не может обеспечиваться инерцией автомобиля, двигателю требуется больше топлива, чем при движении со скоростью 80–90 км/ч
  • во- вторых, при быстрой езде сильно увеличивается аэродинамическое сопротивление, что также повышает «аппетит» машины. Причем не все водители знают, что с набором скорости сопротивление встречного потока воздуха возрастает даже не в арифметической, а в геометрической прогрессии

Еще раз отмечу, наиболее важным,  с точки зрение экономии, является соблюдение режима работы двигателя на оборотах рекомендуемых выше.

Манера езды

Высшим пилотажем среди водителей считается умение ездить без использования тормозов со скоростью более 30–40 км/ч. Ведь при движении по инерции происходит компенсация энергии, которая была затрачена на разгон автомобиля. При резком торможении эта энергия расходуется на преодоление силы трения между тормозными колодками и тормозными дисками (барабанами), то есть она будет мешать тормозить.

Достигается такое умение путем совершенствования практики езды накатом. Благодаря инерции движения любой автомобиль может ехать на высокой скорости с относительно небольшим расходованием, а также на протяжении некоторого времени с двигателем работающим в холостом режиме.

В советское время водители были настолько суровы, что при движении накатом глушили двигатель, на современных автомобилях делать это категорически не советую, так как отключение усилителя руля и тормозов может привести к печальным последствиям.

При использовании езды накатом, опытным водителям, удается сократить расход бензина на 25-30%.  Это один из самых эффективных методов экономии горючего.

Коробка передач

Во время стоянки на светофоре переводите рычаг селектора АКПП в положение «нейтраль». Так как трансмиссия при этом отключается, двигатель работает не под нагрузкой, соответственно, снижается потребление топлива. Следует отметить, что это не самый эффективный способ экономии так как современные коробки передач уже могут отслеживать подобные режимы, и этот способ скорее актуален для стояния в пробках, нежели на светофорах.

Тюнинг и все что мешает

Установка не предусмотренных разработчиками элементов «декора», таких как спойлеры и антикрылья, «аэродинамические» обвесы и т.д.  сродни установки багажника на крыше. Все эти элементы нарушают аэродинамическую модель автомобиля, и в лучшем случае могут приводить к повышенному расходу топлива, в худшем к потере управляемости автомобиля.

Отдельно стоит отметить обвесы официальных дизайнерский студий и тюнинговых центров, например OpelPerformanceCenter (OPC). Такие центры не просто делают красивые обвесы, они продувают автомобили с этими обвесами в аэродинамических трубах, и рассчитывают нагрузки и сопротивления.  К сожалению, в большинстве случаев, перед ними не стоит задача обеспечить экономию топлива, но то, что их обвесы не сделают машину опасной, они отвечают.

Максимально облегчите вес

Постарайтесь не перегружать автомобиль лишним багажом. Например, летом вам не понадобятся цепи противоскольжения или лопата, а в будние дни не стоит возить с собой набор для шашлыка и удочки. Старайтесь поддерживать в машине чистоту и порядок. О том как загрузка автомобиля влияет на расход мы попробуем разобраться в одной из следующих статей, так как это очень обширная тема.

Фильтры

Для очистки поступающего в двигатель воздуха предназначен прибор, который называется воздушный фильтр. Он устанавливается в специальном корпусе после воздухозаборника и закрывается крышкой. Воздух, проходя через воздушный фильтр, оставляет на нем весь содержащийся мусор, пыль, примеси и т. д. и поступает в карбюратор в очищенном виде. Обычно рекомендуется его замена каждые  10 000 – 15 000 километров. Но в нашей стране существует ежегодное природное явление – цветение тополя, которое забивает данный фильтр радикально, поэтому после окончание «пухового» периода, рекомендуется так же сменить фильтр.

Использование «воздушного мешка»

Сущность способа заключается в том, что автомобиль должен двигаться в так называемом «воздушном мешке» — зоне разряженного воздуха. Этот эффект возникает позади какого-либо движущегося на скорости крупногабаритного транспортного средства: фуры, автобуса, автопоезда и т. д. Если водитель легкового автомобиля сумеет пристроиться в такой «воздушный мешок», то экономия топлива может достигнуть 40 % — по степени эффективности с этим способом мало что может сравниться.

Но как всегда есть одно но – вам придется нарушать правила и не соблюдать дистанцию. Для получения заявленной экономии вам придется буквально дышать в задний бампер фуре, что очень легко может привести к печальным последствиям, поэтому, хоть этот метод и эффективен, рекомендовать его нельзя.

Программы лояльности

Так же как и у авиакомпаний , у различных крупных сетей АЗС есть свои программы лояльности, позволяющие получить или бесплатное топливо, или значительную скидку при его покупке. Наиболее известны программы лояльности Газпрома и Лукойла.

Топливные присадки

Это довольно обширная тема, требующая испытания в каждом конкретном случае, но мне слишком жалко свой автомобиль, поэтому обойдемся эмпирическим изысканием.

Как утверждают производители, топливные присадки производят каталитическую реакцию в топливе, удаляя в нем вредные примеси и делая его более эффективным энергоносителем повышая октановое число и т.д.

К сожалению, большая часть бензина, которым мы заправляем своих железных коней и так имеет значительную часть присадок. Обычно это метилтретбутиловый эфир или  ферроценовые компоненты. Не зная точно, какая конкретно присадка уже есть в бензине, вы, добавив свою, можете вызвать непредсказуемую и необратимую реакцию. Но даже если вы все подобрали правильно любая присадка тем или иным образом негативно сказывается на здоровье вашего автомобиля.

Присадки, основанные на эфирах и спиртах «убивают» катализатор и датчики. Те, что в основе своей используют ферроценовые компоненты, одаривают ваши свечи и цилиндры дивным красным налетом, который убивает свечи и уменьшает срок службы двигателя.

Нужна ли вам такая экономия? Я думаю, что нет.

Отдельно стоит упомянуть очищающие присадки, периодическое их использование позволяет поддерживать в чистоте форсунки и в целом их использование благоприятно сказывается на здоровье автомобиля и на расходе топлива.

Итог

Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. А если это не роскошь, то он и не должен отнимать у вас лишних денег и экономить на нем – святое дело! Главное не увлекаться и не терять здравого смысла.

Естественно, что выше написанное подходит только для «обычных» автомобилей и мало применимо для электрокаров и гибридов. Еще более естественно что этой статьей список хороших и плохих способов экономии, не ограничивается. Если у вас, уважаемые читатели, есть желание дополнить дополнить статью своими методами, как экономить бензин – пишите в комментариях, и мы их обязательно их рассмотрим. О том как выбрать экономичную машину читайте в моей следующей статье.

Надеюсь, что хотя бы часть из описанных мной методов вам пригодится, и вы сможете сэкономить. Ведь деньги достаются вам тяжелым трудом и глупо их выбрасывать на ветер. Помните сэкономил — значит заработал!

 

авто, бензин, машина, хитрость, Экономия, экономия бензина

  • el

    Еще весьма популярным способом экономии является установка газоболонного оборудования. Сам по себе газ стоит намного дешевше (около 16 руб.). Расход остается примерно на том же уровне что и бензин. Стоимость установки оборудования в зависимости от машины около 25000 р. Еще поговаривают о возможных преференциях в Краснодарском крае. С точки зрения комфорта и здоровья автомобиля ничего конкретного сказать не могу, лично использовать не доводилось. Мнения на этот счет в интернетах разные. Кто-то говорит что это вредно для автомобиля и очень пожароопасно, другие кричат что так было аньше, а сейчас оборудование стало лучше и качественнее и особой разницы с бензином нет.

    • Admin

      Газобаллонное оборудование имеет существенные минусы.
      1) занимает значительное место в багажнике
      2) установка газобаллонного оборудования приводит к некоторым проблемам. Дело в том что эквивалент октанового числа пропан-бутановой смеси 110-120, т.е. лучше любого бензина и для раскрытия его потенциала нужен ооочень хорошей двигатель. Двигатель же не рассчитанный на такое октановое число будет иметь проблемы с прогорающим катализатором, клапанами и т.д.
      3) не смотря на то что эквивалент октанового числа у газа высокий, энергия газа ниже чем у бензина (УТС бензина 44-50 кЖДж/кг, у пропан-бутана 30-33 кДж/кг) С учетом КПД двигателя, потеря мощности на 30-40% неизбежна.

      Из плюсов же, можно отметить, только экономию на стоимости.

      На мой взгляд переоборудование на газобаллон имеет смысл если вы в пробках торчите дольше чем едите, и динамика вам не нужна в принципе.

      Вообще эта тема очень интересная и имеет смысл посвятить ей отдельную статью.